По итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 года Президент России поручил: «…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях…»
Была разработана модель аттестации, которую не с обирались и сейчас не собираются внедрять сразу и навсегда, а сначала хотят апробировать (и не один раз), обсудить и через переходный период утвердить.
Модель аттестации была предложена такая:
— независимая оценка квалификации педагога на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ);
— анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности;
— анализов образовательных результатов обучающихся;
— учёт мнения выпускников общеобразовательных обучающихся.
ЕФОМ позволяют оценить уровень следующих профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных. Организовали и контролировали процесс апробации новой модели аттестации Министерство просвещения РФ, Общероссийский Профсоюз образования. Анализ результатов доступны на сайте ефoм.ru.
Для Профсоюза образования было важно участвовать в этом процессе:
— «…каждый шаг должен сопровождаться «подушкой безопасности». Не ухудшать материальное положение учителей ни в коем случае» (Е.Ямбург, президент педагогической ассоциации «Педагог XXI века»);
— При сотрудничестве профсоюза с Минпросветом совершенствуется методика аттестации педагогических работников. Председатель Общероссийского Профсоюза образования Куприянова Т.В. об отношении профсоюза к новой модели аттестации: «…Мы бы назвали новую модель аттестации не новой, а единой… Договорились с министерством, что проводим апробацию аттестации в формате деловой игры без социальных последствий по учёту результатов апробации».
На конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ для проведения аттестации учителей» профсоюзы пришли к выводу, что использование видеоуроков и учёта мнения выпускников общеобразовательных организаций при аттестации учителей нецелесообразно.
Заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ Светлана Ермакова поясняет: «До декабря 2019 года продолжится апробация и разработка ЕФОМ. В первом полугодии 2020 года министерство проведёт итоговую апробацию новой модели аттестации педагогических работников. Мы направили в правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименование были проработаны совместно с Общероссийским профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям».
В правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прежней процедуры аттестации.
И даже в 2020 году модель аттестации на основе использования ЕФОМ может быть ещё не окончательно готова!
Салаватова Миляуша, библиотекарь МКОУ «Рахмангуловская СОШ», по материалам статьи (газета «Мой профсоюз» №49 от 6 декабря 2018 года) о предварительных итогах исследования компетенции учителей, проведенного Рособрнадзором, и обсуждении их в социальных сетях